Кафедра химии твердого тела

На сайт ФЕН

На сайт НОЦ "МДЭБТ"

На сайт ИХТТМ СО РАН

Жизнь кафедры

2012 год:
События года
2011 год:
События года
2010 год:
Гость кафедры Колин Пулхэм
английский лагерь
Летняя школа в Берлине 2010
Наши в Гранаде
симпозиум в Петрозаводске
Быть международному году кристаллографии!
Международная школа по апериодическим кристаллам (Франция)
Конференции в Черноголовке
События прошедшего года

 

Аннотации курсов
Методические материалы
Темы дипломных работ
отчет завкафедрой 2010 год

 

 

 

Наши в Испании

Гранада (Гренада) - с этим географическим названием связаны у большинства романтические ассоциации. Старшее поколение вспоминает хлопца, который <пошел воевать, чтобы землю в Гренаде крестьянам отдать>. В последние годы Гранада вошла в нашу жизнь вместе с итальянскими тенорами. Многие знают о чудесах Альгамбры - из новелл Вашингтона Ирвинга, из телевизионных передач, путеводителей, рассказов, а то и из личного туристического опыта. Гранада - одна из наиболее привлекательных туристических целей.

Для тех же, кто работает с твердыми веществами, - химиков, физиков, биологов, геологов, материаловедов, фармацевтов - Гранада стала в последние годы местом притяжения еще по одной причине: именно здесь работает профессор Хуан Мануэль Гарсия Руйз, эксперт в области роста кристаллов, человек энциклопедических знаний и страстный энтузиаст своего дела. Вот уже несколько лет по его инициативе на базе лаборатории кристаллографии университета Гранады в последнюю неделю мая проходит международная школа по росту кристаллов, собирающая магистрантов, аспирантов, молодых ученых со всего мира, приезжающих прослушать лекции ведущих специалистов и принять участие в практических занятиях. В этом году в школе впервые участвовали представители России. Группа из НОЦ-008 <Молекулярный дизайн и экологически безопасные технологии> из Новосибирска (г.н.с. ИХТТМ СО РАН и зав. кафедрой ХТТ НГУ д.х.н. профессор Е.В. Болдырева, вед. инженер НГУ А.Ф. Ачкасов, аспирант ФЕН НГУ и ассистент кафедры ХТТ НГУ В.С. Миньков, студенты ФЕН НГУ Б.А. Захаров, Е.А. Лосев, И.А. Туманов) была одной из наиболее многочисленных национальных делегаций и достойно представила Россию. Они делятся своими впечатлениями о поездке. Сначала вопросы студентам. Коллективно отвечают Борис Захаров, Евгений Лосев, Иван Туманов.

- Международная школа - это школа или конференция?

В этом году в школе в Гранаде приняли участие около сотни человек, приехавших из разных уголков мира. Так как школа проходила в Испании, большинство участников приехали из европейских государств (Австрия, Великобритания, Германия, Италия, Польша, Франция и др.), но, тем не менее, были делегаты из Южной Африки, Индии, США, Японии. Россия была представлена только нашей группой. Мероприятие было организовано следующим образом: в первые дни программа состояла из лекций, посвященных термодинамической и кинетической природе зародышеобразования и последующего роста кристалла, проблеме полиморфизма кристаллических структур, различным методам кристаллизации. Затем, после насыщенного лекционного курса были проведены практические занятия, направленные на знакомство с методами кристаллизации из гелей, растворов, расплавов. Были также и занимательные занятия по кристаллизации шоколада с последующей дегустацией и определением полиморфных модификаций какао масла. Под занавес школы на берегу Средиземного моря в Нерхе было проведено выездное заседание, где участники могли увидеть древние кристаллы гипса и кальцита в местной пещере и на пляже.

- Удалось ли узнать что-то новое, по сравнению с тем, чему вас учили ранее в нашем университете?

Конечно, ведь в этом и заключалась идея школы - чтобы участники обменивались накопленным опытом, сообщали о последних достижениях в различных областях химии твердого состояния и кристаллизации. Но что самое важное - обо всем новом мы узнавали буквально <из первых рук>. В значительной степени это же относится к практическим демонстрациям. К сожалению, количество занятий не позволяло посетить их все, пришлось выбирать наиболее интересные, особенно запомнилась лекция о приготовлении агарозных гелей и их применении в кристаллизации биологических макромолекул. Разумеется, мы надеемся применить полученные в школе знания в своей будущей работе.

- Как вы оцениваете уровень подготовки, полученной вами дома, в сравнении с международными стандартами?

Мы убедились в том, что в Новосибирске нас учат хорошо, дают хорошее базовое образование. Мы без труда понимали лекции, хотя они читались на английском языке. Каждый из нас привез на школу стендовый доклад (это было обязательным условием участия в школе), и эти доклады были очень хорошо восприняты, вызвали большой интерес и активно обсуждались. Для нас была важна оценка нашей работы, данная известными учеными, по книгам которых мы учились дома.

- Какие лекции и занятия вам наиболее запомнились?

Безусловно, абсолютно все лекции заслуживали внимания, так как они были очень интересными, познавательными, и самое главное, из них удалось узнать очень много новой информации о теории роста кристаллов, методах их исследований, и областях применения кристаллических веществ. Для нашей группы наиболее интересными оказались лекции и демонстрации, посвященные методикам кристаллизации. Во-первых, они помогли нам разрешить некоторые вопросы из этой области, которыми мы часто задавались еще задолго до поездки на школу, а во-вторых, мы узнали несколько новых для нас методик кристаллизации сложных органических молекул, которые в дальнейшем, надеемся, будут отработаны и усовершенствованы на примере объектов, изучаемых в нашей лаборатории. Высокий научный уровень не помешал сделать лекции очень увлекательными, некоторые были настоящими спектаклями. Как самую необычную, стоит отметить лекцию японского профессора Кио Сато из университета Хиросимы, специалиста в области кристаллизации липидов. Его увлекательный и темпераментный рассказ о производстве шоколада и связанных с шоколадом мифов и заблуждений наверняка запомнился многим слушателям. Оказывается, качество шоколада, который тает во рту, но не в руках, зависит от искусства получить и сохранить трудно уловимую метастабильную полиморфную модификацию V содержащихся в шоколаде липидов. А еще, как сказал профессор Сато, шоколад нельзя жевать - его надо держать во рту, "чтобы ощутить эндоэффект при плавлении все той полиморфной модификации V ".

- Ваши впечатления об организации школы?

Школа была отлично организована. Все расписание и сетку практикума выдали в день приезда, до начала работы школы. Проживание, питание, работа - все в одном здании, рядом. Это чрезвычайно удобно. Причем не только устные доклады и стендовые выступления, но и практические занятия по типам, методам и приемам кристаллизации, выставка оборудования проводились здесь же, в смежных помещениях, для чего все необходимое организаторы привезли на площадку из университета. Прекрасная культурная программа - вечерняя экскурсия по Альгамбре, вечер фламенко, экскурсия на побережье. Очень интересный фильм о росте гигантских монокристаллов гипса в некоторых пещерах Испании и Латинской Америки.

- Вопрос к А.Ф. Ачкасову: "Что наиболее запомнилось в работе школы Вам как инженеру"?

В своей работе в центре я связан с наработкой больших количеств полиморфных модификаций, используемых для каких-либо практических приложений. Для меня были очень интересны доклады технологов крупнейших фармацевтических компаний, таких как Novartis . Они показывали, с какими проблемами приходится сталкиваться при переходе от лабораторной кристаллизации к массовой. Было очень интересно узнать, какое значение имеет контроль за размером и формой частиц препарата для технологии, как сильно влияют эти параметры на эффективность препарата. Очень интересной была лекция по проблемам патентной защиты препаратов в связи с полиморфизмом.

В целом с нами поделились уникальным опытом, хотя доклады, которые мы привезли, также привлекли внимание ведущих специалистов и вызывали много вопросов по существу представленных работ.

- Вопрос к Е.В. Болдыревой: "Как удалось организовать поездку в Испанию на Международную школу такой достаточно многочисленной группы"?

Ваш вопрос можно было бы переадресовать аспиранту В.С. Минькову. Именно он подавал заявку на конкурс мини-грантов CRDF , нацеленных на поддержку каких-либо интересных проектов и начинаний молодежи, работающей в Научно-Образовательных Центрах, подобных нашему. Заявка на поездку группы молодежи на Школу была поддержана CRDF , а деньги для двух взрослых участников удалось найти благодаря исследовательским грантам, который есть у нашей кафедры в НГУ и у меня в ИХТТМ СО РАН.


Иллюстрации

Российские участники школы на лекции

На практических занятиях по кристаллизации

и на экскурсии