Повышение квалификации

Повышение квалификации

Молодые преподаватели и студенты новой междисциплинарной магистерской программы «Методическое обеспечение физико-химических исследований конденсированных фаз» прошли повышение квалификации в области современных методов использования синхротронного излучения для изучения структуры поликристаллических материалов

С 24 по 28 сентября 2018 г на базе источника синхротронного излучения института Поля Шеррера (Paul Scherrer Institute) в городе Виллиген в Швейцарии (Villigen, Switzerland) прошла научная школа по использованию синхротронного излучения в порошковой дифракции (Powder Diffraction School: Modern Synchrotron Methods). Участие в данной школе приняли преподаватели и студенты новой междисциплинарной магистерской программы Новосибирского государственного университета «Методическое обеспечение физико-химических исследований конденсированных фаз» к.ф.-м.н. Яценко Д.А., к.х.н. Булавченко О.А., к.х.н. Кардаш Т.Ю. м.н.с Богданов Н.Е., и магистрант междисциплинарной магистерской программы Романенко А.В.

Подобные школы проводятся ежегодно. Данная школа была уже шестой по счету. Участие в школе приняли более 50 человек из разных городов мира. Новосибирские ученые приняли участие в этой школе впервые. Основная цель школы – дать широкий обзор современных возможностей применения синхротронного излучения, начиная с основных теоретических представлений, и заканчивая применением и перспективами.

Научная школа включала три этапа: первый этап длился два дня. Ведущие учёные с мировым именем, непосредственно связавшие свою научную деятельность с использованием синхротронного излучения, читали лекции по таким темам, как взаимодействие рентгеновского излучения с веществом (лектор – Phil Willmott), порошковая дифракция, сложные случаи расшифровки структур (лектор – Lynne McCusker), инструменты и методики исследований (лектор – Nicola Casati), качественный и количественный анализ, полное рассеяние (total scattering), профильный анализ, нейтронная дифракция.

Второй этап школы был посвящён практическим занятиям. Участникам была предоставлена возможность не только посетить сам центр синхротронных исследований, при этом знакомясь с используемым оборудованием, но и посмотреть на каждый этап работы, от процедуры приготовления образцов до проведения дифракционного эксперимента, и расшифровки полученных данных. Было выделено специальное время, в рамках которого каждый участник школы мог задать интересующие его вопросы специалистам, и получить рекомендации и помощь.

Третий этап длился два дня и состоял из практической части, посвящённой работе со специализированным программным обеспечением, таким, как Topas, PdfGetX3, Debussy, WPPM, FullProf, и Fox. В рамках данной секции участники смогли получить базовые представления о принципах работы, возможностях и областях применения того, или иного программного обеспечения, а также задать вопросы специалистам в каждой области. Во второй половине пятого дня школы участникам была представлена возможность представить постерный доклад и пообщаться с ведущими исследователями.

Участники школы непременно используют полученные знания в организации учебных занятий и научных исследований в Новосибирске.